В этом году международная экспертная группа The New Media Consortium опубликовала доклад NMC Horizon Report: 2015 Higher Education о том, как новые технологии в ближайшее время изменят высшее образование в мире. Из многообразия технологий авторы доклада выделили шесть, на их взгляд, важнейших.
1. Обучение с использованием мобильных устройств: когда студенты и преподаватели во время обучения будут использовать собственные гаджеты. Эксперты ожидают повсеместного распространения подобной практики, даже несмотря на проблемы с информационной безопасностью в учебных заведениях. Благодаря гаджетам обучение может происходить в любое время и в любом месте, при этом пользователи могут самостоятельно выбрать устройство, с которым им удобнее работать. Авторы предостерегают, что при многообразии технических устройств, используемых студентами и преподавателями, необходимо уже сейчас разрабатывать контент, совместимый со всеми типами таких устройств. Если и дальше так пойдет, то курс МВА будут принимать эсэмэской.
2. «Перевернутые классы» – одна из технологий, которая позволит реализовать мобильное обучение. Такая модель подразумевает перераспределение времени между классным и внеклассным обучением, когда все необходимые знания студент получает дома, а не на лекции, а в классе решает домашнее задание или разрабатывает групповой проект. По мнению экспертов, такой метод обладает большей гибкостью и обеспечивает большую вовлеченность студентов в учебный процесс, позволяет сформировать динамичную и творческую среду, в которой студенты учатся критически мыслить и совместно прорабатывать поставленные задачи.
3. «Makerspaces» - организация пространств для практического обучения. Сегодня у практического обучения, направленного на развитие конкретных творческих и инженерных навыков, становится все больше сторонников. Возникает потребность в организации новых пространств, где студенты могут встречаться, делиться своими знаниями, свободно экспериментировать и создавать что-то новое. Подобные пространства, оборудованные 3D-принтерами и 3D-сканерами, будут стимулировать совместную работу студентов, развитие навыков, выходящих за пределы учебных программ.
4. Нательные технологии. Запуск в широкую продажу новых гаджетов, таких как Google Glass или умных часов от Apple и Samsung, привел к появлению новой категории нательных технологий, которые в среднесрочной перспективе могут быть встроены в образовательный процесс. Очевидно, что на сегодняшний день подобные устройства в большей степени применяются при занятиях спортом, в то время как в образовательной сфере вопрос их использования до сих пор остается открытым. Однако эксперты отмечают, что уже сейчас университеты не только работают над внедрением нательных технологий в учебные программы, но и экспериментируют с созданием принципиально новых технологий, например нейроинтерфейсов.
5. Технологии адаптивного обучения – образовательные программы и платформы, учитывающие индивидуальные потребности студентов. Спрос на персонализированное обучение со стороны студентов постоянно растет, поэтому развитие и использование подобных технологий позволит решить проблемы, возникающие в связи с внедрением индивидуальных программ под запросы и способности отдельного студента.
6. Интернет вещей – это целая экосистема, объединяющая технологии для сетевой коммуникации между гаджетами и людьми. Использование интернета вещей в университетах позволит студентам получать множество необходимой информации непосредственно из окружающей среды (например, изучать местность с архитектурной или исторической точки зрения). Бизнес-школам предстоит воспитать менеджера нового типа Эксперты отмечают, что описанные технологии в учебном процессе уже не фантастика. В отчете NMC представлены примеры их успешного применения в университетах по всему миру. «Ведомости» поинтересовались мнением представителей европейских бизнес-школ о том, как новые технологии в ближайшем будущем изменят бизнес-образование.
Не сомневаюсь, что на бизнес-образование в ближайшее десятилетие кроме цифровой революции окажут влияние перемены, связанные с глобализацией экономики, повышением роли экономических систем стран, так называемого БРИКС. Нельзя сбрасывать со щита такие проблемы, как массовая миграция, которая делает мир действительно мультикультурным. Традиционные представления о капитализме рушатся по давлением таких глобальных проблем, как бедность и неравенство. Новые технологии и социальные перемены вскоре коренным образом изменят все отрасли промышленности и общества. Эти движущие силы вместе сходятся, чтобы создать революцию, которую не может проигнорировать бизнес-образование, потому что они обернутся серьезными вызовами для университетов и школ бизнеса. Школы бизнеса должны будут переместить внимание с традиционного академического подхода на практические формы, позволяющие изучать и решать конкретные производственные проблемы. Программы должны будут сделать квантовые прыжки в развитии так называемых мягких навыков контакта с бедственной ситуацией, разнообразием и нелинейной сложностью, которая будет полезна даже для самой маленькой организации и команды. На чисто техническом уровне бизнес-образование изменится, поскольку потребует гибкого комбинированного обучения, позволяющего удовлетворять потребности людей с разными компетенциями. Бизнес-образование все больше будет зависеть от возраста учащихся. В бизнес-школы смогут пойти сразу после школы практически без опыта управления.
Ведомости
2015-10-19
Обсудить на форуме (0)