Ранним утром в одном из коворкингов финансового округа Нью-Йорка царит крайне оживленная атмосфера. Около 60 студентов MBA, обучающихся по программе устойчивого развития (комплекс экономических и социальных изменений, основанных на бережном использовании природных ресурсов и направленных, в частности, на улучшение состояния планеты) в Бард-колледже, собрались на занятие, во время которого будут освещаться такие темы, как более экологичные цепочки поставок и ответственное формирование инвестиционных портфелей. А бывший директор по управлению рисками в Goldman Sachs Боб Литтерман расскажет студентам о плане некоммерческой организации Climate Leadership Council по декарбонизации (сведению к нулю выбросов углекислого газа) американской экономики.
Эбан Гудстейн, экономист, который в 2012 году помогал запустить новый курс в Барде, говорит, что внимание студентов переключают с необходимости получения прибыли на потребности планеты и ее жителей. Для вузов, которые долгие годы учили тому, как важна стоимость акций, это довольно радикальные перемены. Гудстейн считает, что такие программы MBA — своевременная альтернатива классическому бизнес-образованию. Он, как и другие специалисты в сфере образования, подмечает, что все больше студентов хотят возглавить компанию, у которой есть социальная или экологическая миссии. Но главная цель таких образовательных программ — не выпустить специалистов по устойчивому развитию, а обучить управленцев, которые отточили свои бизнес-навыки и способны внедрить в компании принципы экологичной работы и бережного отношения к планете и ее ресурсам.
Бард — лишь одно из учебных заведений, которые пытаются удовлетворить спрос на такое образование. Школа управления Слоуна при Массачусетском технологическом институте выдает дипломы по программе устойчивого развития. А Школа Бизнеса Фукуа при Университете Дьюка и Школа бизнеса им. Стивена Росса (управляется Мичиганским университетом) предлагают двудипломные программы, которые также включают в себя курс устойчивого развития. Другие вузы вводят факультативы и отдельные предметы по той же специальности.
Но несмотря на обилие новых программ, профессор по управлению менеджмента в Школе бизнеса Квинлана Нэнси Ландрум считает, что вузы недостаточно хорошо готовят выпускников к трудностям, связанным с климатическим кризисом. Ландрум — одна из авторов исследования 2017 года, в рамках которого были изучены многочисленные курсы по устойчивому развитию в бизнесе. Она рассказывает, что позиция большинства учебных заведений относительно мер, которые надо принимать в связи с изменениями климата, часто не вяжется с мнением научного сообщества по этому вопросу.
«Пока вузы не поспевают за тем, чтобы готовить лидеров для компаний будущего», — говорит она.
По словам Гудстейна, предлагать факультативные классы по устойчивому развитию и внедрять эти принципы в каждую из существующих программ — не одно и то же. Некоторые бизнес-школы начали учреждать центры, ратующие за благополучие планеты, но обучение все равно вертится вокруг получения максимальной прибыли, говорит Стю Харт, соучредитель программы MBA по инновациям и устойчивому развитию в Школе бизнеса Гроссмана при Университете Вермонта. «Проблема в том, что вы в любой момент можете снять седло, а под ним окажется все та же старая лошадь», — подытоживает он.
Раскрученные школы не торопятся пересматривать свои MBA-программы, ведь они и без того популярны, говорит старший преподаватель Школы управления Слоуна Джейсон Джей. «Нам есть чему поучиться у авторов зеленых программ MBA», — отмечает он, добавляя, что нужно искать и изучать разные подходы к такому образованию и формировать курсы, которые полностью устроят студентов.
Джон МакКинли, исполнительный директор Центра бизнеса, власти и общества в Дортмунтской школе бизнеса, считает, что студентам не стоит зацикливаться на том, будет ли в их дипломе фигурировать фраза «устойчивое развитие». «Все-таки работодателям важен определенный набор навыков, а не название специальности», — поясняет МакКинли, который также является одним из основателей команды устойчивого развития в управляющей активами компании BlackRock.
Тридцатичетырехлетний Нур Шейх решил учиться по программе MBA в Барде, так как после шести лет работы в финансовых компаниях, которые, по его словам, не меняли этот мир к лучшему, он захотел взглянуть на бизнес под другим углом. Программа дала ему понимание того, насколько серьезны проблемы, с которыми сталкивается планета — от нехватки еды до таяния ледников. «С одной стороны, все это немного шокировало, с другой — выяснилось, что существуют решения, о которых я даже не подозревал», — рассказывает он. Шейх, вице-президент ING Financial Services, применяет полученные знания на практике в своей работе в дочерней компании голландского банка, первым заявившего об отказе от угля. Он отстаивает необходимость внедрения принципов устойчивого развития во все процессы. «В теории вы не захотите создавать отдел, отвечающий за устойчивое развитие, — объясняет Шейх. — Но ваша цель в том, чтобы сделать экологически рациональный рост частью вашей бизнес-стратегии».
Университет Вермонт ликвидировал традиционную программу MBA в 2012 году, а в 2014 году запустил программу инноваций и устойчивого развития. По словам Харта, количество абитуриентов теперь растет на 20–30% в год. По его оценкам, не более десяти школ по всему миру запустили программу, подобную тем, что есть в Барде и Университете Вермонт.
«Нам важно создать новую категорию, — объясняет Харт. — Пока к таким программам относятся как к чему-то весьма своеобразному».
В 2017 году во французской бизнес-школе INSEAD в Фонтенбло пересмотрели образовательную программу: в нее добавили необходимые занятия и факультативы по устойчивому развитию. «Нам нужно было изменить программу MBA, но не обязательно было называть это «MBA в области устойчивого развития», — рассказывает декан INSEAD Илиан Михов. Студенты, которые выбирают такие занятия, как правило, и без того беспокоятся о состоянии планеты. Но есть куда большая группа людей, пока не осознающая все грядущие опасности, и им тем более был бы крайне полезен такой курс.
Пару лет назад Наташа Мэдсли озадачилась выбором вуза для поступления в магистратуру. Уже тогда ее не интересовали традиционные программы бизнес-образования. Девушка хотела получить деловые навыки, которых ей не хватало, и еще больше погрузиться в давно увлекавшую ее климатологию. Чтобы добиться серьезных изменений, нужно подключить компании к борьбе с климатическим кризисом, говорит она.
В 2017 году двадцатипятилетняя Мэдсли начала изучать изменение климата, управление и финансы в магистратуре бизнес-школы Империал Колледжа в Лондоне. Руководитель этой программы, профессор экономики Мирабель Мюлс, говорит, что цель обучения в том, чтобы дать новому поколению управленцев необходимые навыки, которые позволят возглавить переход к безуглеродной экономике.
С 2015 года количество желающих обучаться в бизнес-школе Империал Колледжа по той же программе, что и Мэдсли, ежегодно растет более чем на 10%. Сейчас по ней обучаются 70 студентов, тогда как на классический курс MBA зачислены 80 человек. После того как в сентябре 2018 года Мэдсли получила диплом, она начала работать в отделе по устойчивому развитию и климатическим изменениям в лондонской штаб-квартире консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers. «Мне кажется, я нашла работу мечты», — радуется она.
РБК
2019-11-18
Обсудить на форуме (0)